Средняя школа №11

Советы психолога

Дорогие ребята! Сегодня, на страницах сайта хотелось бы обсудить с Вами великое умение — умение правильно вести спор или дискуссию.

Спор – устное (реже письменное) речевое общение, в основе которого противоположные (или разнообразные) точки зрения.

Культура спора (основные правила поведения в споре).

Прежде, чем выразить свое несогласие, подумайте, стоит ли спорить – есть ли из-за чего?

Возражайте по делу.

Относитесь с уважением к чужим мнениям! Уважайте собеседника, не допускайте импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы», «Вы ошибаетесь», «Вы все перепутали» и т.п. Лучше сказать: «Я думаю иначе», «Я понимаю Вас, но не могу полностью согласиться с этой позицией, и вот почему…».

Выбирайте вежливые слова и выражения. Произносите их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.

Пока оппонент говорит – только слушай!

Не горячитесь! Старайтесь говорить спокойно!

Возражая, сначала согласитесь с тем, что Вы принимаете, выделите общее во взглядах. Меньше говорите «Нет».

Не будьте голословны, используйте убедительные аргументы – истинные, четко сформулированные, достаточные для доказательства данного тезиса.

Придерживайтесь темы разговора, не переводите его в другое русло.

Говорите не все, что можно сказать, а только то, что помогает разрешить спор.

Не считайте, будто то, что понятно для Вас, всегда понятно и для другого.

Обращайтесь к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени (имени и отчеству).

Не стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник говорит дело, и оказался прав, то надо менять свою точку зрения. Признавать свои ошибки не означает унижения в глазах партнера по общению.

Используйте «Эхо-ответ» — повторение фраз собеседника: «Так Вы говорите, что…» (для лучшего понимания его точки зрения).

Поменяйте тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.

Стремитесь остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.

Избегайте формулировок, осложняющих течение спора:

Вместо:                                                  Целесообразно:

«Все вы должны признать…»                 «Не думаете ли вы, что…»

«Я не уверен в том, что…»                     «У меня сложилось впечатление, что…»

«Когда-нибудь Вы поймете…»                «Согласны ли Вы с тем, что…»

Не навязывайте своей точки зрения, а доказывайте её!

Способы доказательства:

— прямое – такое доказательство, при котором из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений – доказывается тезис;

— косвенное – это такое доказательство, при котором мы, доказывая тезис, показываем нелогичность антитезиса (противоречащего тезису суждения). Виды косвенного доказательства – «от противного», метод исключения, приведение к абсурду.

Контакты

Адрес: РК, Актюбинская обл., г. Актобе. ул. Айтеке би, 35

Телефон: 8 (7132) 21-12-24

Е-mail: akschoоl11@mail.ru